Страх как платить неохота

Страховые компании массово отказываются выплачивать премии. Долги страховщиков перед клиентами за год выросли в 20 раз.

Американец украинского происхождения Грег Краснов, глава киевского Платинум банка, в полной мере ощутил все прелести своей исторической родины, когда ему сообщили об угоне его новенького Lexus на следующий день после покупки. Хотя машину правоохранители так и не нашли, автолюбитель не расстраивался – ведь в кармане был полис от страховой компании Провидна, страхующий угон его авто. «Именно поэтому я сильно не переживал — был уверен в страховом покрытии даже в такой ситуации», — говорит Краснов.

Уверенность Краснова начала растворяться, когда он узнал, что компания не собирается выплачивать ему премию в размере 350 тыс. грн. Официальная причина – отсутствие противоугонной сигнализации. Не смутил страховую и тот факт, что в машинах такого класса противоугонная сигнализация устанавливается заводом-производителем, рассказывает Краснов. Не помогла и справка из автосалона о том, что автомобиль все-таки был защищен противоугонной сигнализацией – в Провидной наотрез отказались платить весьма немаленькую сумму страховки. «И с этого момента я понял — welcome to Ukraine», — делится впечатлениями банкир.

 

В итоге американец подал на Провидну в суд, который поддержал его иск в полном объеме. Но и после судебной победы денег Краснов не увидел. «Считаем, что выводы суда о праве на выплату страхового возмещения сделаны исключительно на предположениях и домыслах, которые не подтверждаются конкретными доказательствами», — уверена в своей правоте председатель правления компании Провидна Ирина Сиренко.

В отличие от американца Краснова украинских экспертов отечественными страховыми реалиями удивить тяжело. «Страховой рынок в Украине – это один большой МММ – только обещания и никакой ответственности даже по очевидным страховым случаям», — делится своими впечатлениями Ибрагим Габидуллин, генеральный директор брокерской компании Дедал, которая является крупнейшим посредником по продаже страховых услуг в Украине.

С ним соглашается Леонид Хорин, президент Ассоциации страхователей Украины (АСУ). «Даже если вы попали в опасную аварию и лежите в больнице, то страховщик обязательно заявит, что ДТП вы заранее спланировали», — вспоминает он жалобу клиента страховой компании в АСУ. – А то, что лежите в больнице и не смогли вовремя позвонить, станет еще одним аргументом не платить».

И, очевидно, что любитель хороших машин Краснов не первый и не последний в кризисном меню украинских страховщиков. Габидуллин говорит о существенном росте количества жалоб на невыплату страховых — с 700 за весь прошлый год до 3 тыс. за первый квартал нынешнего. «Судя по всему, этот показатель качества работы наших страховых компаний будет расти», — уверяет он.

Такая уверенность эксперта не более чем констатация факта. Габидуллин считает, что нынешняя ситуация – следствие краха главных каналов клиентуры страховщиков — банков, автосалонов и турфирм, которые, в свою очередь, навязывали своим клиентам ту или иную компанию для страхования. «Теперь же этот источник иссяк вместе с падением продаж у автодилеров, и страховики ушли в глубокий клинч неплатежей, — объясняет он ситуацию на рынке.

Слова экспертов подтверждает официальная статистика. По словам Хорина, задолженность украинских страховиков перед своими клиентами увеличилась в 20 раз – с 54 млн грн. в 2008 году до рекордных 970 млн грн. в 2009-м. «Цифры говорят сами за себя — за один кризисный год страхователи задолжали больше, чем заплатили за предыдущие четыре», — подчеркивает он.

Правила игры

«Кризис многому научил отечественный страховой бизнес, — говорит Хорин и уточняет: — Научил плохому».

Одной из самых популярных нынче домашних заготовок страховых компаний эксперт называет так называемую «налоговую схему», когда при выплате страховки из ее суммы вычитается налог на добавленную стоимость. «То есть, компания платит клиенту гораздо меньшую сумму, а так называемый налог оставляет у себя», — раскрывает хитрости страховщиков Хорин. Между тем, эта схема является незаконной, о чем свидетельствует специальное письмо-разъяснение государственной налоговой администрации.

Вдобавок от клиента могут требовать предоставления документов, которые не предусмотрены договором, или направить в другой город по месту расположения головного офиса компании, — перечисляет Хорин.

Под такую артподготовку попала одесситка Людмила Баркар, которая уже около года добивается полной выплаты страховой суммы компании Княжа. «Я попала в ДТП, пострадал мой автомобиль, стоимость ремонта потянула на 22,5 тыс. грн. , но от страховика я ничего не получила, — рассказывает она Корреспонденту.

По ее словам, страховщики просто банально тянули время и когда, наконец, через три месяца был подан иск в суд, потребовали дополнительную судебную экспертизу.

Особняком стоят методы, построенные на искусственном банкротстве, в результате которого от части долгов можно избавиться. «Весь расчет делается на то, что большинство клиентов не успеют в месячный срок выставить свои претензии к страховщику-банкроту, и долги по выплатам им выплачены не будут», — объясняет схему Хорин. Этот способ, говорит он, стал актуален именно в кризис, когда за несколько месяцев закрылось около 40 страховых с общим долгом по выплатам в 120 млн грн.

Подобная история произошла с клиентом компании Вексель, винничанином Петром Зубаревым. По ДТП, которое случилось с ним в начале 2009 года, страховщик так и не выплатил страховку — 11 тыс. грн. «Судился около года – осмотры и экспертизы просто не прекращались, а в итоге мне вообще заявили, что мое ДТП очень похоже на мошенничество, — возмущается Зубарев. — Ничего себе мошенничество – от машины ничего практически не осталось!»

В конце 2009 года судебная волокита вышла на финишную прямую и Зубареву сообщили, что компания готова выплатить половину страховой премии, если тот пойдет на мировое соглашение в суде. Но час расплаты так и не наступил — в январе 2010-го Вексель объявил о своем банкротстве. «Я снова жду, — сокрушается Зубарев. – Теперь окончания работы ликвидационной комиссии».

Прознав о банкротстве Векселя бывшие клиенты бросились забирать остатки своих взносов, сумма которых достигает 50 млн грн., но оказалось, что в гарантийном фонде проблемных страховщиков Моторного (транспортного) бюро Украины , куда каждый страховщик вносит гарантийный взнос, не хватит средств, чтобы покрыть и десятую часть обязательств компании.

Естественный отбор

То, что Украину захлестнула волна невыплаченных страховок – проблема государства, которое совершенно не контролирует рынок страховых услуг, уверен Хорин. «В единственном контролирующем страховой рынок органе – в Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг — на руководящих должностях работают бывшие руководители страховых компаний, что во многом объясняет лояльное отношение к страховикам», — продолжает эксперт.

Эта лояльность, по словам Габидулина, стала медвежьей услугой для страхового рынка. «Контролеры должны были отслеживать финансовую состоятельность страховых компаний, а без такого контроля большинство страховиков, вошли на национальный рынок страхования с уставными фондом меньше 100 тыс. евро, что изначально ограничивало их выплаты по страховым случаям», — говорит брокер. Отсюда, по его словам, и берет свое начало изощренная система обмана клиента. «В итоге мы получили огромное количество страховых компаний, но полное отсутствие нормального страхового рынка», — резюмирует Габидуллин.

Страховщики же растущее число неплатежей склонны объяснять участившимися случаями непорядочности клиентов. «Зачастую наши клиенты сами портят свое имущество в надежде получить компенсацию, — говорит Корреспонденту президент Лиги страховых организаций Украины Наталья Гудыма. — И страховщики вынуждены проводить дополнительные расследования, а это требует больше времени».

Такой же ответ на обвинение в отказе от выплаты и у страховщика Краснова – компании Провидной. «Автомобиль был приобретен за 200.000 грн., договор же страхования заключен на 338. 500 грн., при таких обстоятельствах личная выгода клиента в наступлении страхового события по риску угона очевидна», — отмечает в комментарии Корреспонденту Сиренко.

Рецепт выздоровления страхового рынка, считают эксперты, весьма прост – государство должно ограничить или вообще аннулировать лицензии компаний, которые не могут платить по счетам. Например, говорит Габидуллин, оставить только тех страховщиков, у которых чистые активы будут не меньше 1,5 млн евро.

«Украинский рынок страхования должен эволюционировать к прозрачному и честному бизнесу – но это должна быть эволюция, а не революция неплатежей», — говорит он.

Обновлено: 31.05.2010 — 21:00

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *